Формы
работы с семьей
Формы
|
Цели
|
Примечание
|
Посещение семьи ребенка
|
- установление более
тесного контакта с ребенком и его
родителями;
- изучение
психологического климата семьи;
- изучение условий для
двигательной активности ребенка;
- обсуждение совместной
тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей в воспитании здорового ребенка
|
- согласование с
родителями удобного для них времени посещения;
- определение цели визита;
- недопущение критики в
адрес родителей, их семейного уклада
|
День открытых дверей
|
- знакомство родителей с
системой физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и специалистами ее
осуществляющими;
- привлечение внимания родителей к вопросам физического развития и здоровья
ребенка и совместной
здоровьесберегающей деятельности
|
- оформление приглашений;
- проведение экскурсии по дошкольному учреждению с
посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей;
- показ фрагментов работы
дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др.;
- после экскурсии и просмотра
- обмен мнениями, ответы
на вопросы, советы, рекомендации
|
Родительские собрания
|
обсуждение задач на новый учебный год, результатов
образовательной работы за год, в том
числе вопросов физического воспитания
и здоровьесбережения дошкольников, проблем летнего оздоровительного периода,
оздоровления ребенка в домашних условиях и др.
|
- общие и групповые;
организационные, тематические или итоговые;
- групповые - проводятся
раз в 2-3 месяца;
- одно из собраний
желательно посвятить обсуждению
семейного опыта;
- оформление приглашений;
- оформление и
оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.);
- выбор способов и методов
активизации родителей;
- проведение тематических
родительских собраний, посвященных актуальным проблемам воспитания и развития
детей («Знаете ли Вы своего ребенка?»,
«О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.)
|
Беседы
|
выявление проблем и образовательных
потребностей родителей по
вопросам здоровья ребенка,
оказание своевременной помощи
|
- индивидуальные и
подгрупповые;
- определение цели: что
необходимо выяснить, чем можем помочь;
- лаконичное и значимое
для родителей содержание;
- побуждение собеседников
к высказыванию;
- могут использоваться
самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на
родительском собрании, консультации
|
Консультации
(например, «совы» и
«жаворонки» в детском саду и дома», «Плоскостопие. Как его выявить?», «Как помочь гиперактивному ребенку?»
«Формирование правильного дыхания у детей», и др.)
|
- усвоение родителями
определенных знаний и умений (организация рационального питания, режим дня
дошкольника и др.);
- помощь в разрешении
проблемных вопросов
|
- индивидуальные или
подгрупповые для родителей, имеющих
одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка (например, дети
с ярко выраженными двигательными способностями);
- система консультаций
включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим
обсуждением;
- обсуждение статьи,
заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие и др.
|
Семинары-практикумы
(например, «Что делать,
чтобы ребенок не болел?», «Лечебная физкультура при нарушениях осанки и
сколиозах у детей» и др.)
|
приобретение родителями практических навыков физического развития и
оздоровления детей (физические упражнения, подвижные игры, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура и др.)
|
- теоретическое
ознакомление с вопросом;
- практические выходы из
конкретных ситуаций
|
Тренинг
(например, «Общаться с ребенком... Как?», «Как встретиться
с внутренним миром своего ребенка?» и др.)
|
тренировка и развитие необходимых качеств:
умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др.
|
- совокупность активных
методов практической психологии, которые используются с целью формирования
навыков самопознания и саморазвития;
- специфическими чертами
тренинга являются:
нацеленность на
психологическую помощь;
создание атмосферы доверия
и творческой самореализации;
- раскрытие и открытие
новых качеств своей личности
|
Дискуссии
(например, «Что в большей степени способствует
успешности ребенка в школе: хорошее здоровье или интеллектуальные
способности?», «Что обеспечивает малышу ощущение безопасности и
эмоционального уюта в семье?»
|
- прояснить (возможно,
изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей;
- вовлечь всех
присутствующих в обсуждение проблемы;
- выработка умения
всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и
накопленный опыт
|
- совместное обсуждение
какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины;
- дискуссия может быть
использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных
сторон;
- приемы организации
дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум»;
- приглашение родителей,
письменное или устное, выразивших желание участвовать в обсуждении той или
другой темы со специалистами;
- определение регламента,
предложения родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать
выводы
|
Семейные (родительские)
клубы:
«Клуб выходного дня»,
«Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – спортивная семья»
|
совместный
поиск оптимальных способов оздоровления ребенка
|
- объединяет общая
проблема;
- тематика встреч может
формулироваться и запрашиваться родителями;
- динамичные структуры –
могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие (зависит от тематики встречи и замысла
устроителей);
- может быть организован
как совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
- готовится библиотека
специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг,
составление аннотации новинок)
|
Школа для родителей
(например, «Мамина школа»,
«Школа родителей будущих первоклассников»)
|
вооружить родителей
основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка
|
- освещение вопросов
ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет;
- тематика встреч может
формулироваться и запрашиваться родителями
|
Педагогический
журнал
(например,
«Спортивная
азбука»,
«Тайны
здоровой
пищи»,
«Домашняя
игротека»,
«Зарядка,
которую
хочется
делать»,
«Учитесь
болеть без
лекарств»)
|
- оказать родителям своевременную помощь по тому или иному
вопросу воспитания;
- способствовать
достижению единой точки зрения по этим вопросам
|
- состоит из 3-6 страниц,
по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин;
- каждая страница журнала
– устное сообщение, которое может быть
проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок,
книг и др.;
- родителям заранее
предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания,
вопросы для обсуждения;
- тема должна быть
актуальна для родителей
|
Родительские вечера
|
- поиск ответов на
вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок;
- сплочение родительского
коллектива
|
- неформальное
объединение, позволяющее организовать активный процесс общения;
- тематика может быть
самой разнообразной, например, «можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее
моего ребенка… Каким я его вижу?» и др.
|
Родительская (семейная)
гостиная,
например, «Счастливая семья»
|
- выявление и пропаганда
позитивного семейного опыта;
- обмен опытом семейного
воспитания
|
- «хозяева» - родители,
готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут
представлять вместе с детьми;
- «гости» - родители,
которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей;
- неформальное
объединение, позволяющее организовать активный процесс общения;
- возможность для
творческих проявлений участников, взаимодействия как взрослых, так и детей;
- тематика может быть
самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения
ребенка – как мы его отмечаем?» и др.
|
Университет педагогических
знаний
|
- вооружить родителей
основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка;
- обеспечить единство
воспитательных воздействий детского сада и семьи;
- обобщить и
распространить положительный опыт семейного воспитания;
- предупредить наиболее
распространенные ошибки в семейном воспитании
|
имеет постоянный состав
слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и
т. д.
|
Презентация семьи
|
обмен опытом семейного
воспитания
|
презентация фотогазет,
фотоальбомов, видеофильмов (например, «Наш выходной день», «Семейные
увлечения», «Как я провел лето» и др.)
|
Анкетирование родителей
|
выявление проблем и
образовательных потребностей родителей
по вопросам здоровья ребенка,
оказание своевременной помощи
|
предполагает жестко
фиксированный порядок, содержание, форму вопросов (открытые, закрытые,
комбинированные) и ясное указание способа ответа
|
Родительские конференции
|
обмен опытом семейного
воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ
и семьи в воспитании здорового ребенка»)
|
- помощь родителям в
выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений;
- подготовка выставки педагогической литературы, нестандартного
спортивного оборудования; материалов, отражающих работу дошкольных
учреждений, и др.;
- организация консультаций
врача, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов
|
Социально-медико-психолого-педагогическая
служба
|
- создание благоприятных
педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания
детей;
- интеграция усилий всех
специалистов во взаимодействии с семьей
|
- в компетенции службы -
вопросы, требующие комплексного подхода к их решению (например,
коррекционно-развивающая работа с детьми);
- консультативные услуги
родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми;
- в случаях отставания в
физическом, интеллектуальном, психическом развитии детей (могут быть платные
и бесплатные)
|
Презентация дошкольного
учреждения
|
знакомство родителей с дошкольным
учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов
|
- информация о содержании
работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами
(учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической
культуре и др.);
- показ фрагментов работы
дошкольного учреждения
|
Педагогический совет с
участием родителей (например,
«Изучение индивидуальных особенностей ребенка», «Социально-эмоциональное
развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка»)
|
привлечь родителей к активному осмыслению
проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных
потребностей
|
заблаговременно выявляются основные тенденции
во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий