вторник, 22 марта 2016 г.

Формы работы с семьей

Формы работы с семьей

Формы
Цели
Примечание
Посещение семьи  ребенка
- установление более тесного  контакта с ребенком и его родителями;
- изучение психологического климата семьи;
- изучение условий для двигательной активности ребенка;
- обсуждение совместной тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей  в воспитании здорового ребенка
- согласование с родителями удобного для них времени посещения;
- определение цели визита;
- недопущение критики в адрес родителей, их семейного уклада
День открытых дверей
- знакомство родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и специалистами ее осуществляющими;
- привлечение  внимания родителей  к вопросам физического развития и здоровья ребенка и совместной  здоровьесберегающей деятельности
- оформление приглашений;
- проведение  экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей;
- показ фрагментов работы дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др.;
- после экскурсии и просмотра
- обмен мнениями, ответы на вопросы, советы, рекомендации
Родительские собрания
обсуждение  задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год,  в том числе  вопросов физического воспитания и здоровьесбережения дошкольников, проблем летнего оздоровительного периода, оздоровления ребенка в домашних условиях и др.
- общие и групповые; организационные, тематические или итоговые;
- групповые - проводятся раз в 2-3 месяца;
- одно из собраний желательно  посвятить обсуждению семейного опыта;
- оформление приглашений;
- оформление и оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.);
- выбор способов и методов активизации родителей;
- проведение тематических родительских собраний, посвященных актуальным проблемам воспитания и развития детей  («Знаете ли Вы своего ребенка?», «О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.)
Беседы
выявление проблем и образовательных потребностей родителей  по вопросам  здоровья ребенка, оказание  своевременной помощи
- индивидуальные и подгрупповые;
- определение цели: что необходимо выяснить, чем можем помочь;
- лаконичное и значимое для родителей содержание;
- побуждение собеседников к высказыванию;
- могут использоваться самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации
Консультации
(например, «совы» и «жаворонки» в детском саду и дома», «Плоскостопие.   Как его выявить?»,   «Как помочь гиперактивному ребенку?» «Формирование правильного дыхания у детей», и др.)
- усвоение родителями определенных знаний и умений (организация рационального питания, режим дня дошкольника и др.);
- помощь в разрешении проблемных вопросов
- индивидуальные или подгрупповые  для родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка (например, дети с ярко выраженными двигательными способностями);
- система консультаций включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие и др.
Семинары-практикумы
(например, «Что делать, чтобы ребенок не болел?», «Лечебная физкультура при нарушениях осанки и сколиозах у детей» и др.)
приобретение родителями  практических навыков физического развития и оздоровления детей (физические упражнения, подвижные игры, дыхательная  гимнастика, лечебная физкультура и др.)
- теоретическое ознакомление с вопросом;
- практические выходы из конкретных ситуаций
Тренинг
(например,  «Общаться с ребенком... Как?», «Как встретиться с внутренним миром своего ребенка?» и др.)
тренировка и развитие необходимых качеств: умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др.
- совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития;
- специфическими чертами тренинга являются:
нацеленность на психологическую помощь;
создание атмосферы доверия и творческой самореализации;
- раскрытие и открытие новых качеств своей личности
Дискуссии
(например,  «Что в большей степени способствует успешности ребенка в школе: хорошее здоровье или интеллектуальные способности?», «Что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье?»
- прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей;
- вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы;
- выработка умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт
- совместное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины;
- дискуссия может быть использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных сторон;
- приемы организации дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум»;
- приглашение родителей, письменное или устное, выразивших желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами;
- определение регламента, предложения родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать выводы
Семейные (родительские) клубы:
«Клуб выходного дня», «Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – спортивная семья»
совместный  поиск оптимальных способов оздоровления ребенка
- объединяет общая проблема;
- тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями;
- динамичные структуры – могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие  (зависит от тематики встречи и замысла устроителей);
- может быть организован как совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
- готовится библиотека специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг, составление аннотации новинок)
Школа для родителей
(например, «Мамина школа», «Школа родителей будущих первоклассников»)
вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка
- освещение вопросов ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет;
- тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями
Педагогический
журнал
(например,
«Спортивная
азбука», «Тайны
здоровой пищи»,
«Домашняя
игротека»,
«Зарядка, которую
хочется делать»,
«Учитесь болеть без
лекарств»)
- оказать родителям  своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания;
- способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам
- состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин;
- каждая страница журнала –  устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг и др.;
- родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения;
- тема должна быть актуальна для родителей
Родительские вечера
- поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок;
- сплочение родительского коллектива
- неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения;
- тематика может быть самой разнообразной, например, «можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее моего ребенка… Каким я его вижу?» и др.
Родительская (семейная) гостиная, например, «Счастливая семья»
- выявление и пропаганда позитивного семейного опыта;
- обмен опытом семейного воспитания
- «хозяева» - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут представлять вместе с детьми;
- «гости» - родители, которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей;
- неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения;
- возможность для творческих проявлений участников, взаимодействия как взрослых, так и детей;
- тематика может быть самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения ребенка – как мы его отмечаем?» и др.
Университет педагогических знаний
- вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка;
- обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи;
- обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания;
- предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании
имеет постоянный состав слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и т. д.
Презентация семьи
обмен опытом семейного воспитания
презентация фотогазет, фотоальбомов, видеофильмов (например, «Наш выходной день», «Семейные увлечения», «Как я провел лето» и др.)
Анкетирование родителей
выявление проблем и образовательных потребностей родителей  по вопросам  здоровья ребенка, оказание  своевременной помощи
предполагает жестко фиксированный порядок, содержание, форму вопросов (открытые, закрытые, комбинированные) и ясное указание способа ответа
Родительские конференции
обмен опытом семейного воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка»)
- помощь родителям в выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений;
- подготовка выставки  педагогической литературы, нестандартного спортивного оборудования; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и др.;
- организация консультаций врача, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов
Социально-медико-психолого-педагогическая служба
- создание благоприятных педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей;
- интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей
- в компетенции службы - вопросы, требующие комплексного подхода к их решению (например, коррекционно-развивающая работа с детьми);
- консультативные услуги родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми;
- в случаях отставания в физическом, интеллектуальном, психическом развитии детей (могут быть платные и бесплатные)
Презентация дошкольного учреждения
знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов
- информация о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.);
- показ фрагментов работы дошкольного учреждения 
Педагогический совет с участием родителей (например, «Изучение индивидуальных особенностей ребенка», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка»)
привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей
заблаговременно выявляются основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования)

Комментариев нет:

Отправить комментарий